Тем, кто впадает в панику из-за экономического кризиса,
Папа Бенедикт XVI напоминает, что «деньги – это тлен» (2008)

 

Падение экономического роста в мире к концу 2008 года

Великая рецессия (англ. Great Recession), глобальная рецессия 2009 года, мировой кризис — спад в мировой экономике, начавшийся с кризиса в финансовом секторе в США в 2007—2008 годах. Данная рецессия является протяженным во времени событием, начавшимся в 2008 году и не окончившимся до настоящего времени.
 

Истоки и причины

Возникновение кризиса связывают с общей цикличностью экономического развития, дисбалансами международной торговли и движения капиталов, а также перегревом кредитного рынка и особенно проявившегося его следствием ипотечного кризиса — как результата кредитной экспансии, развернутой в 1980-х — начале 2000-х годов.
 

Высокие цены на сырьевые товары

В предкризисных 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырье. В январе 2008 года цены на нефть впервые в истории превысили 100 долл. за баррель: «когда на рынке высокодоходных, но и очень рискованных, структурированных долгов, обеспеченных активами в США, наблюдался значительный спад из-за ипотечного кризиса в Америке, деньги хеджевых фондов хлынули на сырьевые рынки, что привело к безудержному росту котировок нефтяных фьючерсов…», — отмечали аналитики в декабре 2007 года.

За один день 6 июня 2008 года нефть подорожала на $10 за баррель, как отмечали «Ведомости», так резко за одни сутки нефть не дорожала со времен кризиса в 1970-х. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла рекордных за всю историю 147,27 долл. за баррель, после чего началось резкое снижение продолжавшееся до декабря 2008 года, когда цены на нефть упали до уровня четырехлетнего минимума в 36 долл. за баррель.

В январе 2008 года, впервые за всю историю, на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange) цены на медь превысили 8000 долларов США за тонну. В начале июля цены возросли до 8940 долларов за тонну, что стало абсолютным рекордом начиная с 1979 года — момента начала ведения торгов на LME.

По данным ФАО в апреле 2008 года был зафиксирован рекордный показатель исторического максимума сводного индекса продовольственного сырья (274 пункта).
 

Начало кризиса в США

Соединенные Штаты Америки, крупнейшая экономика мира, вошли в 2008 год с кредитным, в частности ипотечным кризисом. Как отметил Джордж Сорос в своей книге «Новая парадигма финансовых рынков» (Taurus 2008 года), «начало кризиса 2008 года можно официально отнести к августу 2007 года, когда центральные банки были вынуждены взять на себя финансовые обязательства для того, чтобы обеспечить ликвидность банковской системы». Спустя несколько месяцев снижения и потери рабочих мест, в период с 2007 по 2008 год эта попытка разрушилась, что привело к банкротству пятидесяти банков и финансовых учреждений. Этот крах отразился также и на биржевых ценных бумагах, на потреблении и сбережениях населения.

В бежевой книге ФРС было отмечено, что еще в апреле 2009 года спад усилился, хотя в некоторых отраслях были замечены признаки стабилизации. 18 апреля ФРС объявила о своем намерении приобрести казначейские ценные бумаги на сумму в 300,000 млрд долларов США, а также ипотечные ценные бумаги на 1, 25 трлн долларов США.

В сентябре 2008 года положение резко усугубилось из-за краха ряда финансовых институтов, связанных с ипотечным рынком, таких как инвестиционный банк Lehman Brothers, ипотечные компании Fannie Mae, Freddie Mac и AIG. Для сохранения некоторых из этих организаций правительство США предприняло определенные меры, выдав им сотни миллиардов долларов.
 

План Полсона и последующие меры правительства США

18 сентября 2008 года Министр финансов США Генри Полсон сообщил, что он совместно с Федеральной резервной системой (ФРС) США и представителями Конгресса работает над планом, направленным на „разрешение вопросов с системными рисками“ на рынках капитала в США и проблемными активами. План предполагал создание государственной корпорации, которая выкупит проблемные активы у банков.

13 ноября Полсон предложил отказаться от выкупа неликвидных ипотечных активов банков, поскольку это представилось не самым эффективным способом использования выделяемых средств.

25 ноября было объявлено о намерении ФРС влить дополнительные 800 млрд долл. в банковскую систему США, что, как заявил Генри Полсон, направлено на стимулирование розничного кредитования потребителей.

Объявленная программа, предусматривающая, в частности, выкуп ФРС на 600 млрд долл. кредитов, выданных и гарантированных ипотечными агентствами Fannie Mae, Freddie Mac, Ginnie Mae и федеральными банками жилищного кредита, вызвала замечания у экспертов в части, касающейся источников средств и последствий такой эмиссии денег, которая может привести к девальвации валюты США.
 

Кризис в мировом автопроме

Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объемы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объемов производства в Германии. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на производство, началась рецессия, спад производства.

 

Развитие кризиса

Кризис быстро распространился на развитые страны мира. Следует отметить и рост волнений по поводу будущего развивающихся стран, неопределенность в отношении стран, являющихся лидерами в своих регионах и не менее пострадавших от кризиса, таких как Китай и Индия в Азии, Аргентина, Бразилия и Мексика в Латинской Америке, ЮАР на африканском континенте.

В первом квартале 2009 года фондовые биржи США и Европы обогнали такие развивающиеся страны, как Китай и Бразилия. Бразилия и Россия увеличили свои ставки на 9 % в местной валюте; в Индии индекс цен оказался положительным, в Шанхае (Китай) сложный индекс цен вырос на 30 %, что может быть обосновано прочностью и устойчивостью финансового сектора на вышеупомянутых рынках, а также стремлением к рискованным инвестициям.

 

Хронология событий, свидетельствующая о развитии кризиса:

  • Денежные потоки снизились с 1,2 трлн долларов США (2007) до 707 млрд. (2008)
  • В апреле 2009 года сообщалось о том, что в результате кризиса уровень безработицы в арабском мире явился» бомбой замедленного действия».
  • В марте 2009 года сообщалось о том, что в связи с кризисом, арабский мир потерял 3 млрд долларов (соответственно, в англоговорящем мире до 3 трлн долларов).
  • В результате кризиса, 2009 год стал тяжелым для Всемирного банка во многих арабских странах. Ухудшение экономических условий способствовало появлению массового движения протеста в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке, в частности в Тунисе, Ливии, Египте и Сирии. В первых трех указанных странах были свергнуты правительства.

 

Мировой уровень инфляции, глобальная дефляция

В феврале 2008 года информационное агентство «Рейтер» сообщило о том, что уровень инфляции поднялся до рекордной отметки по всему миру. В середине 2008 года данные МВФ показали, что за счет увеличения валютных резервов инфляция достигала самого высокого уровня не только в странах-экспортерах нефти, но и во многих развивающихся странах. В сравнении с этим, уровень инфляции в развитых странах увеличился не так сильно.

В 2009 году проблема обрела противоположный характер: экономический прогноз указал на дефляцию, по причине которой, например, ФРС снизили процентные ставки практически до нуля.
 

Война валют и валютные войны

В октябре 2010 года появились явные признаки войны валют (доллара, евро, иены и юаня). Страны снижали цены на свою валюту с целью приобретения конкурентоспособных преимуществ, для того, чтобы облегчить экспорт валют, который, в свою очередь, способен помочь положить конец кризису. Однако если война валют и ряд льгот усилят коммерческое противостояние, это приведет к торговой войне и неизбежно замедлит процесс восстановления. Подобная ситуация происходила во время Великой депрессии, инициированная США и Великобританией.

На встрече G20 в Москве в феврале 2013 года, от которой ожидали заявления по вопросу валютных войн, итоговое коммюнике обошлось без критики в адрес Японии за снижение курса национальной валюты. Валютные войны — это риск, но развитым странам необходимо любыми средствами поддерживать рост, поскольку мировая экономика зависит от них, решили делегаты.
 

Совместные действия финансовых и политических властей

Наиболее значительные меры были предприняты ФРС США. С декабря 2007 до июня 2010 года ФРС различным банкам, корпорациям и правительствам под низкий процент было выдано триллионы долларов кредитов.

8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; также на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка (ЕЦБ). Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. На следующий день примеру последовали Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учетные ставки.

10 октября собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран Клуба семи  утвердили антикризисный план из 5 пунктов, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике, заявив, что они предпримут «неотложные и исключительные действия».

12 октября лидеры 15 стран Евросоюза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счет бюджетных средств.

13 октября Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой (ФРС) США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы.

Антикризисный саммит. Вашингтон, 15.11.2008

14 октября правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 млрд долл. на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 млрд, пойдет на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Генри Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики.

14 ноября лидеры стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие 12 месяцев.

23 ноября в Лиме завершился саммит лидеров стран-членов организации АТЭС, которые признали, что в ближайшей перспективе снижение темпов роста мировой экономики является неизбежным.

4 декабря ЕЦБ и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки: руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на 1 процентный пункт — ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции.

2 апреля 2009 года состоялся саммит большой двадцатки в Лондоне, на котором был принят План действий по выходу из глобального финансового кризиса. В частности, одной из наиболее серьезных мер стало решение о значительном увеличение ресурсов МВФ — до 750 млрд долл., поддержка новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд.

В марте 2011 года состоялось первое за десять лет совместное валютное предприятие G7 — договорились о валютных интервенциях чтобы снизить курс иены и помочь экономике Японии, оказавшейся в тяжелейшем со времен Второй мировой войны кризисе.
 

Кредиты МВФ

МВФ полностью поддержал меры правительств, предпринимаемые с целью борьбы с экономическим кризисом. Организация активно включилась в процесс кредитования пострадавших стран.

В октябре 2008 года Белоруссия запросила кредит на 2 млрд долл. 12 января 2009 года МВФ выделил кредитную линию в размере 1,6 млрд СПЗ сроком до 11 апреля 2010 года.

После ряда противоречивых сообщений со стороны Пакистана 24 ноября 2008 года МВФ выделил стране кредитную линию в размере 5,2 млрд СПЗ сроком до 23 октября 2010 года.

Крупнейший в 2008 году кредит МВФ в размере 11 млрд СПЗ был выделен Украине. Кредитная линия была выделена 5 ноября 2008 года сроком на 2 года.

Лишь немногим меньший кредит получила Венгрия — 10,5 млрд СПЗ (выдан 6 ноября 2008 года, срок оплаты — 5 апреля 2010 года).

Италия, которая тоже неизбежно стала жертвой рецессии, получила кредит в размере 9,3 млрд долл.

В числе должников также Исландия (1,4 млрд СПЗ), Сербия (351 млн СПЗ), Латвия (1,5 млрд СПЗ), Армения (368 млн СПЗ).
 

Начало экономического спада и кризис в Евросоюзе

Европейский центральный банк (ЕЦБ) предпринял первые меры с некоторым опозданием. Основными мерами стали жесткая экономия и ограничения общественно-государственных расходов, что привело к кредитной недостаточности и сложному доступу к кредитованию как потребительскому, так и производственному.

Кризис быстро распространился на несколько европейских стран, некоторые из которых пострадали от серьезных последствий. В октябре Европейский центральный банк снизил ключевую процентную ставку с 4, 25 % до 1, 25 %, что больше, чем в США. Так как Европа представляет 30 % мировой торговли, кризис в ней послужит причиной задержки восстановления мировой экономики.
 

Российская Федерация

По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

Обозреватель журнала Research Алексей Байер в «Ведомостях» от 10 октября 2008 года писал, что удар глобального кризиса по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 2-х причин: «американской финансовой катастрофы», негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран; падения цен на нефть при значительной зависимости России от ее экспорта.

Начавшееся в конце мая 2008 года снижение котировок акций российских компаний стало перерастать в обвал в конце июля. Другим фактором ускоренного, по отношению к американскому индексу Доу-Джонса, падения фондового рынка в России стал, по мнению ряда аналитиков и экономистов, вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года.

Российский фондовый индекс ММВБ в сравнении c американским индексом DJIA. В процентах от значений апреля 2008 года.

Специфическим фактором в развитии кризиса в России являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долларов на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объемом ЗВР России.

Другим негативным фактором для России, как нетто-экспортера углеводородного сырья, стало резкое падение с исторического пика в середине июля 2008 года цен на нефть: 16 октября 2008 года нефть марки Urals упала ниже 70 долларов за баррель — уровня, исходя из которого на 2009 год бюджет рассчитан как бездефицитный.

Первыми испытали трудности с финансированием крупные российские компании, столкнувшиеся с невозможностью перекредитования в западных банках и с принудительными продажами по сделкам РЕПО (margin calls) вследствие падения стоимости своих заложенных под кредиты акции.

Рейтинговое агентство S&P оценило новости о возможности распечатывания фонда национального благосостояния (ФНБ), изменив прогноз по суверенным рейтингам России со стабильного на негативный.

В сентябре — октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.

Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлен процесс консолидации банковского сектора».

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 года финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению журналиста «Независимой газеты», значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свертывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок.

Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырье и металл) начали в октябре — ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест.

Индекс промышленного производства в России в 2008—2010 годах, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года.

В IV квартале экономика России вошла в рецессию.

31 октября 2008 г. председатель правительства В. Путин объявил о возможном сокращении расходов бюджета и госмонополий; дальнейшая поддержка бизнеса должна будет осуществляться преимущественно без дополнительных расходов государства.
 

2009—2010

Журналист «Независимая газета» Михаил Сергеев делал вывод, что в 2009 году Россию ждет стагфляция: сочетание спада при сохранении высокой инфляции, и что правительство смирилось с неизбежностью подобного негативного сценария.

По данным журнала Forbes, с мая 2008 года по февраль 2009 года число российских долларовых миллиардеров сократилось со 110 до 32 человек, а их общее состояние уменьшилось почти в 5 раз.

«Независимая газета» писала, что по итогам первого полугодия 2009 года «Россия стала безусловным лидером среди крупных стран по относительным темпам падения экономики по сравнению с докризисным периодом».

Согласно данным, опубликованным 11 марта 2010 года журналом Forbes, число миллиардеров за 2009 год в России почти удвоилось, увеличившись с 32 до 62 человек, что эксперты объясняли ростом цен на нефть и ростом фондовых рынков — в том числе и за счет антикризисных вливаний российского правительства.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

Фондовый рынок

6 октября 2008 года произошло очередное, рекордное за всю историю российского рынка акций, падение индекса РТС (за день на 19,1 % — до 866,39 пункта; в Лондоне, где торги не останавливались, российские «голубые фишки» подешевели на 30—50 %).

С начала августа по начало октября 2008 года капитализация российского фондового рынка снизилась на 51,7 %, в то время как капитализация фондовых рынков развивающихся стран в целом упала на 25,4 %.

По итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса.

К апрелю 2010 года в российской обрабатывающей промышленности практически не осталось отраслей, находящихся в рецессии.
 

Антикризисные меры

Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:

  • субординированные кредиты — 450 млрд рублей;
  • рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;
  • рекапитализация Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;
  • рекапитализация банков — 75 млрд рублей;
  • рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд рублей.

Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:

  • меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд рублей;
  • снижение налогового бремени — 220 млрд рублей;
  • поддержка отраслей — 52 млрд рублей;
  • меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;
  • приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд рублей.

По замечанию академика В. В. Ивантера (2014): «Во время кризиса 2008-2009 годов были сохранены вклады и доходы населения, свободный размен рубля на иностранную валюту. И потрачены порядка 200 миллиардов долларов из резервов. Но при этом экономика «упала» почти на 8 процентов».

10 октября 2008 года министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться «более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3—5 лет».
 

Оценки продолжительности кризиса

В 2008 и 2009 годах большинство политиков и экономистов прогнозировало скорое завершение кризиса. Однако были и такие, кто говорил о его долговременном характере. В частности, российский экономист Михаил Хазин оценивал продолжительность кризиса в 5-8 лет. При тщательном изучении предыдущих глубоких финансовых кризисов появляются причины беспокоиться о том, что спад занятости будет катастрофически глубоким, а восстановление — невероятно медленным».

В 2009 году прогнозы национальных правительств относительно последствий кризиса для собственных экономик в большинстве случаев были более оптимистичны, чем об экономиках других стран и мира в целом, и чаще всего назывались конец 2009 или начало 2010 года.

В 2011—2012 годах все больше и больше экономистов стали говорить о продолжительном характере кризиса. Особенно подчеркивается, что кризис далек от завершения и он продолжает развиваться.

Предположения российских специалистов о том, когда кризис завершится, сильно разнятся: от нескольких месяцев (Дворкович), до нескольких десятилетий (Кудрин, Ершов). Аналогично разнообразные, хотя и не столь радикальные, прогнозы дают и зарубежные авторы. Причины разброса в том, что государственные деятели, с одной стороны, опасаются негативных настроений и даже паники среди участников рынка, в том числе потребителей, и стараются успокоить людей оптимистичными прогнозами и уверениями, что «Все под контролем». С другой стороны — приходится оправдываться за принятие непопулярных мер, что легче делать на фоне пессимистических прогнозов.

Экономический кризис идет рука об руку с ухудшением состояния здоровья (из-за роста безработицы и бедности и из-за все увеличивающейся разницы между богатыми и бедными), но не всегда сопровождается повышением уровня смертности. Финансовые трудности становятся причиной самоубийств по всему миру.
 

Предложения по урегулированию кризиса

Фискальная экспансия и финансовое регулирование

Для борьбы с глобальным кризисом, США, помимо установки цели, заключающейся в росте на 2 %, предложили, чтобы страны G20 заново начали учет расходов, Эта политика была отклонена. На встрече министров финансов стран G20 делегаты договорились вести денежно-кредитную политику и фискальную экспансию, пока экономический рост продолжается. Также было выдвинуто предложение помочь развивающимся странам посредством выдачи субсидий МВФ и улучшения финансового регулирования, в том числе требующего регистрации хедж-фондов (частные, не ограниченные нормативным регулированием, либо подверженные более слабому регулированию инвестиционные фонды) и их управляющих.
 

Повышение рождаемости

Итальянский экономист Готти Тедески придерживается точки зрения, что истинное происхождение этого кризиса заключается в «падении рождаемости в западных странах».

 

Поощрение потребления и подкрепление уверенности

Совет Торгово-промышленных палат и 18 крупных испанских предприятий 25 февраля 2010 провели свою рекламную кампанию по подкреплению доверия и формированию позитивных настроений среди общественности с целью преодоления экономического кризиса.
 

Увеличение бюджетного дефицита и расходов

По мнению экономистов Пола Кругмана и Робина Уэллса закостенелость различных экономических и политических властей предвещает продолжительный кризис с высоким уровнем безработицы и низким ростом экономики, если не найдутся решения, способствующие развитию глубокой рецессии на недолгий срок, например, действия правительства, направленные на взятие денег в долг и увеличение расходов.
 

Поддержка сельского хозяйства

Сельскохозяйственный сектор часто остается в тени индустриализации. Он в свою очередь еще пользуется новыми технологиями и знаниями, но потерял свою важность, что имеет заметные последствия в культурном плане. Пришло время вновь принять во внимание сельское хозяйство, не из ностальгических соображений, а в качестве необходимого ресурса для будущего «.

 

Мировая экономика после окончания QE2

Спад в мировой экономике

В июне 2011 года в США закончилась вторая монетарная политика количественного смягчения (QE2). Появились мнения, что рецессия в основном закончилась. По оценке главы «General Electric» Джеффри Иммельта в августе 2011 года, «рецессия была быстрой, тяжелой и в той или иной мере затронула все бизнес-направления. Некоторые выходят из кризиса и по сей день… особенно сильно пострадали США, Западная Европа, Япония. В Бразилии было нечто вроде рабочей рецессии. В стране продолжался рост, как и в Китае. Россия ощутила кризис из-за падения цен на нефть, а некоторые регионы мира кризис вообще не затронул. В основном удар пришелся на США и Европу».

18 августа американский банк Morgan Stanley обнародовал доклад, в котором отметил, что США и страны Евросоюза в данный момент находятся на грани второй волны рецессии.

Летом 2011 года кризис затронул суверенный долг США, что привело к кризису потолка долга.

2 августа. Конгресс США одобрил план повышения лимита госдолга и сокращения бюджетного дефицита. В случае непринятия плана США грозил технический дефолт, так как страна теряла возможность обслуживать свой долг.

6 августа. В ночь с 5 на 6 августа агентство Standard & Poor’s впервые в истории понизило долгосрочный кредитный рейтинг США с максимального уровня «ААА» до уровня «АА+» с негативным прогнозом.

Золото в августе подорожало на 12 %. Инвесторы рассматривают золото в качестве надежной альтернативы нестабильным валютам.
 

Программа количественного смягчения

Программа количественного смягчения, как инструмент кредитно-денежной политики различных государств предполагает государственные денежные вливания в экономику страны с целью увеличения денежной массы на руках. Увеличение денег у населения и предприятий должны привести:

  • К росту потребления и производства, и как следствие, к восстановлению стабильной экономической ситуации и возможному окончанию экономического кризиса в мире, а также большему укреплению доллара США;

1. Первая программа количественного смягчения — QE1. На реализацию данной программы, завершенной в 2009 году, было израсходовано 1,7 трлн. долларов. Она представляла собой выкуп ипотечных облигаций и казначейских бумаг с рынка. Следствием QE1 стало оживление экономики США, постепенное восстановление рынка ценных бумаг и существенный рост индексов ( вплоть до 100 процентов), с постепенной девальвацией курса доллара. До исторических минимумов были снижены ставки по ипотеке, что стабилизировало обрушившийся в кризис рынок недвижимости;

2. Вторая программа количественного смягчения (QE2) проводилась с ноября 2010 г. до июня 2011 г. По мнению большинства экспертов, результаты второго количественного смягчения неоднозначны. Ведь программа привела к тому, что ФРС получила избыточную денежную массу вместо ускорения роста ВВП США, а также все возрастающие темпы роста инфляции, падение покупательной способности населения. Все перечисленные факторы стали не вовремя брошенным «якорем» для экономики страны. На данную программу ФРС было выделено 600 млрд. долларов. Таким образом, с учетом расходов при реализации первой волны количественного смягчения, в общей сложности на вливание ликвидности ушло свыше 2,3 трлн. долларов, что так же привело к ослаблению курса доллара;

3. Операция «Твист». Для того чтобы преодолеть последствия разразившегося в 2008 году кризиса, ФРС уже два раза приходилось запускать программы количественного смягчения (QE1, QE2): покупались казначейские бонды США с постоянным печатанием дополнительных объемов дензнаков.

Новая программа по стимулированию экономики имела название «операция Твист» (или как ее еще окрестили, — «операция поворот»). В 60-х годах предыдущего века ФРС уже проводило подобную программу. Тогда было приобретено казначейских ценных бумаг с дальнейшим сроком их погашения до 30 лет на сумму в 400 млрд. долларов. Данные средства планировалось получить за счет продаж ценных бумаг, срок погашения которых составлял не более 3 лет.
 

Экономика США, QE3 и курс доллара.

В начале 2012 года уровень ВВП Соединенных Штатов составлял 20 процентов от общемирового объема валового продукта при 45 процентов конечного мирового спроса.

Активы ФРС США в динамике

Только благодаря колоссальным эмиссиям ФРС, проводимым с начала разразившегося кризиса 2008 года, которые суммарно превысили 2,5 трлн. долларов (или 17 процентов ВВП страны), удалось избежать сползание экономики в рецессию, то есть полного краха финансовой системы, обнищания населения обвала в промышленности.

В первом квартале 2011 года темпы роста экономики США ускорились с минимального значения в 0,4 процента до 3,0 процентов в конце года.

Как видим, Вашингтону удается поддерживать иллюзию стабильности и перспективы возникновения «ростков роста». Но на самом деле весь этот рост спонсируется напрямую колоссальными вливаниями Федеральной резервной системой.
 

Вторая волна мирового экономического кризиса

По мнению целого ряда экспертов вторая волна кризиса неизбежна. Постоянный рост финансового дефицита и госдолга в США, сопровождающий меры правительства по спасению национальной экономики, положили начало долговому кризису: «Мировая экономика сталкивается с риском „второго дна“».

В докладе МВФ «Перспективы развития мировой экономики» (октябрь 2012) отмечается, что глобальная экономика может скатиться в рецессию, риски чего тревожно высоки.

Представляя полугодовой отчет Всемирного банка по перспективам мировой экономики (июнь 2013) ведущий экономист и первый заместитель председателя Каушик Базу отметил, что «мы сейчас находимся на дне, но уже готовы начать подъем. Начиная со следующего года мы увидим определенные улучшения».

Организация экономического сотрудничества и развития (июнь 2013) ожидает усиления глобального экономического роста и практически полного восстановления мировой экономики до докризисного уровня в 2014 году.

В августе 2013 года было объявлено об окончании двухлетнего экономического спада в еврозоне.

В январе 2014 года Международный валютный фонд повысил прогноз роста мировой экономики на ожиданиях ускорения темпов роста ВВП США, Еврозоны и Японии: «Экономика продолжает восстанавливаться», — заявил главный экономист МВФ Оливье Бланшар. Также эксперты МВФ отмечают, что локомотивом глобального роста стали развитые страны, а не развивающиеся, как это было в первые годы после финансового кризиса 2008 г.

В июне 2014 года Всемирный банк понизил прогноз роста мировой экономики, так как кризис на Украине в сочетании с необычайно холодной погодой в США негативно повлиял на темпы роста в первой половине этого года.

Летом 2014 года капитализация мировых фондовых рынков достигла в августе исторического максимума в $66 трлн., превзойдя предыдущий пик в $63 трлн. 2007 года (в кризис рухнув до $25 трлн.).

В октябре 2014 года глава МВФ К. Лагард выступила с заявлением, что глобальную экономику ожидает длительный период низкого роста, высокой безработицы и геополитических проблем — причем последние, в свою очередь, ведут к еще большему ухудшению ситуации в экономике.

Влияние LTRO и QE на фондовый рынок США
 
Разгадка головоломки с EURO- часть 2: истинные причины QE2
 
Эмиссия: кто следующий?
 

Продолжение …