Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC)

Официальный сайт cftc.gov

Комиссия по торговле сырьевыми фьючерсами США (Commodity Futures Trading Commission) – это комиссия, которая обязана следить за тем, чтобы цены на фьючерсных рынках отражали состояние спроса и предложения, а не манипуляции или чрезмерные спекуляции. Закон предписывает комиссии устанавливать ограничения на торговлю, «если комиссия считает необходимым снизить, ликвидировать или предотвратить такое влияние».

Полномочия комиссии по вмешательству в рынок достаточно велики. На основе ежедневной информации о цене и объемах крупных торговых сделок, предоставляемых трейдерами, комиссия в состоянии осуществлять полноценный надзор и определять позиции, которые могут использоваться одним или несколькими трейдерами с целью манипуляций.

Комиссия по торговле сырьевыми фьючерсами США — это независимое федеральное агентство США, созданное для контроля за исполнением закона о товарных биржах. CFTC, созданной Конгрессом США в 1974 году, является одной из самых авторитетных в мире среди брокеров валютного рынка и фьючерсных контрактов.

CFTC на регулярной основе выпускает различные еженедельные, ежемесячные и ежегодные отчеты, которые содержат большое количество статистики об участниках финансового рынка и совершенных сделках. Ярким примером является Commitments of Traders reports – еженедельный отчет, содержащий объемы сделок, заключенных на срочном рынке.

История Комиссии по торговле товарными фьючерсами

История комиссии по торговле сырьевыми фьючерсами начинается в 1974 году, когда Конгресс США создал ее как независимое агентство с правом регулировать рынки товарных фьючерсных контрактов и опционов на территории США. 15 апреля 1975 год приняли присягу первые пять членов Комиссии.

Когда Комиссия только создавалась, в основном фьючерсные рынки были связаны с агрокультурами – пшеница, кукуруза, соевые бобы, соевая мука, соевое масло и т.д. Со временем финансовые рынки развивались, их количество, и объемы уже существующих увеличивались. Сегодня мы знакомы с множеством финансовых рынков, например фьючерсный контракт на евродоллары, на гос. облигации, на Доу Джонс Джонса и Standard&Poor’s 500. Помимо этого появились опционы на фьючерсные контракты, свопы, финансовые фьючерсные контракты.

18 июля 1975 год — Комиссия уполномочивает биржи продолжать торговлю фьючерсами на ряд товаров, которые ранее не подпадали под закон о товарных биржах. Фактически, это означало, под федеральное регулирование подпадают все товары, фьючерсные контрактами на которые ведется активная торговля. В этом же году был одобрен первый фьючерс на финансовый инструмент.

В 1976 году на Ямайской конференции была создана новая международная валютная система с плавающими курсами, в результате чего был организован валютный рынок. Это не упростило задачу регуляторов финансовых рынков.

В 2000 году принят закон о модернизации товарных фьючерсных контрактов. Первый закон Комиссии, касающийся розничного Forex. Его принятие было вызвано расширением рынка, который благодаря развитию технологий стал включать в себя азиатские, европейские и американские часовые пояса, и бурным ростом объемов сделок с иностранными валютами, которые в 80-е годы прошлого века составляли $70 млрд в день, а в 2000 году — $2 трлн в день.

Сегодня деятельность и миссия комиссии по фьючерсной биржевой торговле (Commodity Futures Trading Commission (CFTC)) звучит следующим образом – обеспечение экономической полезности фьючерсных рынков, поддерживая конкуренцию и эффективность, защищая участников рынков от мошенничества, манипуляций с ценами на рынках, нечестной торговлей (использование внутренней информации), а так же поддерживая финансовую безупречность клиринговых процессов.

Агентство обеспечивает защиту участников рынка от манипуляции, незаконных торговых действий и мошенничества. Используя эффективные надзорные и регулятивные механизмы, CFTC дает возможность биржам лучше выполнять их важнейшие функции в национальной экономике — обеспечение механизма для раскрытия ценовой информации и способов уменьшения ценового риска.

Большинство участников фьючерсных и опционных сделок — коммерческие или институциональные торговцы. Эти участники, большинство из которых называются «хеджерами», хотят точно зафиксировать будущую стоимость своих активов, а также хотят ограничить, если это возможно, любые потери этой стоимости. Хеджеры могут использовать фьючерсные рынки, чтобы открыть позицию, которая уменьшит риск финансового убытка в стоимости их активов, несмотря на изменения в цене. Другие участники — «игроки», которые надеются получить высокий доход от изменения цен фьючерсных и опционных контрактов.

 

Требования Комиссии по торговле товарными фьючерсами

Чтобы гарантировать финансовую и рыночную целостность и прозрачность национальных фьючерсных рынков, CFTC контролирует определения и условия спецификаций фьючерсных и опционных контрактов. Прежде, чем бирже разрешают торговать определенным видом контрактов, она должна доказать, что контракт соответствует сложившимся рыночным условиям и торговой практике по данному активу.

Комиссия проводит ежедневный рыночный контроль, и может, при необходимости, требовать, чтобы биржа проводила специфические действия или приводила в соответствие законодательству любой торгуемый фьючерс.

Компании и физические лица, управляющие различными фондами, а также консалтинговые фирмы, должны быть членами Национальной Фьючерсной Ассоциации (NFA), саморегулируемого учреждения, уполномоченного Комиссией.

В целях защиты клиентов комиссия по торговле товарно-сырьевыми фьючерсами требует следующее:

  • Все фирмы и частные лица, занимающиеся бизнесом на любой фьючерсной бирже США, обязаны быть зарегистрированы в CFTC. Регистрация проводится через (NFA);
  • Только компании, являющиеся Фьючерсными Комиссионными Коммерсантами (FCM), имеют право заключать договор брокерского обслуживания с клиентами и аккумулировать их финансовые средства. FCM должны гарантировать все сделки своих клиентов;
  • Финансовые средства клиентов должны быть размещены в сегрегированных счетах, отдельных и независимых от средств FCM;
  • Компании FCM обязаны иметь и поддерживать минимальный чистый капитал своих собственных средств в размере, равном 4% от всех клиентских счетов, размещенных на сегрегированных счетах. При расчете этого капитала в активы не включается дебиторская задолженность, что существенно повышает ценность показателя чистого капитала. Если чистый капитал приближается к 6% сегрегированных средств, то FCM становится предметом разбирательства и каждодневного надзора;
  • В согласии с клиринговыми требованиями, клиентские счета должны пересчитываться в конце каждого торгового дня для коррекции текущего баланса. Также существуют другие правила по ежедневной отчетности, предназначенные для нормального рыночного обращения и предупреждения манипуляций, злоупотребления и мошенничества;
  • Инвесторы должны быть немедленно информированы, в письменной форме (электронной или обычной почтой), о любой новой активности на их счетах. Если никакой активности не происходит, клиенты должны получать отчеты ежемесячно;
  • Зарегистрированные лица обязаны оглашать существование рыночного риска и предоставлять перспективным клиентам необходимую информацию о результатах прошлой деятельности;
  • Все зарегистрированные лица должны проходить периодические лицензионные экзамены и обучение нормам этики;
  • Все зарегистрированные компании должны применять этичные методы предложения услуг и осуществлять внутренний контроль над сотрудниками.

 

Организационная структура Комиссии по торговле товарными фьючерсами

Комиссия состоит из пяти членов, назначаемых президентом США, с уведомления и согласия палаты американского конгресса, на пятилетний срок. Один из членов комиссии назначается президентом ее Председателем. Аппарат Председателя Комиссии несет непосредственную ответственность за достоверность предоставляемой публичной информации и взаимодействие с другими правительственными агентствами и Конгрессом, а также за подготовку и распространение документов Комиссии. Аппарат Председателя Комиссии также отвечает за то, что действия Комиссия адекватны закону «Свободного доступа к информации» (Freedom of Information Act). Аппарат Председателя также включает Офис Генерального Инспектора (the Office of the Inspector General), который проводит проверки программ и действий CFTC.

Большая часть политических решений и действий Комиссии, такие как согласование Правил торговли на бирже конкретной биржи, утверждение спецификаций контрактов, разрешение действий принудительного характера, должны быть одобрены большинством голосов членов Комиссии. Большинство заседаний Комиссии открыто для свободного доступа. Информация относительно этих заседаний может быть получена из Офиса Общественных Дел Комиссии (the Commission’s Office of Public Affairs) или домашней страницы CFTC в Интернете.

CFTC контролирует рынки и их участников непосредственно, содержа, в дополнение к головному офису в Вашингтоне, офисы в городах, где находятся основные биржи — Нью-Йорке, Чикаго, Канзас-Сити и Миннеаполисе. Кроме того, для целей надзора существует офис Комиссии в Лос-Анджелесе.

Комиссия состоит из пяти больших операционных единиц:

  • Отделение экономического анализа (DEA, Division of Economic Analysis),
  • Отделение торговли и рынков(T&M, Division of Trading and Markets),
  • Отделение надзора за исполнением законодательных актов (Division of Enforcement),
  • Офис главного консультанта (OGC, Office of the General Counsel)
  • Офиса Директора — исполнителя (OED, Office of the Executive Director).

Отделение экономического анализа (DEA, Division of Economic Analysis)

Цель деятельности Отделения экономического анализа состоит в обеспечении конкурентоспособности и эластичности рынков к факторам спроса и предложения, обнаружение и предотвращение манипуляции ценами. Это отделение проводит ежедневный рыночный мониторинг, чтобы обнаружить фактические или потенциальные манипуляции, перегрузку, или ценовое искажение. Отделение экономического анализа также производит проверку новых фьючерсных и опционных контрактов и изменений, вносимых в существующие контракты, с точки зрения соответствия их сроков исполнения и условий деятельности на рынках наличного товара. Кроме того, DEA проводит экономические исследования при расследованиях и взысканиях, выдает заключения экспертизы для суда, проводит различные иные исследования относительно рыночных проблем.

Отделение торговли и рынков (T&M, Division of Trading and Markets)

Отделение торговли и рынков (T&M) осуществляет надзор за деятельностью товарных биржам и Национальной Фьючерсной Ассоциации (NFA). T&M проводит мониторинг текущей торговой практики и проводит избирательные проверки участников рынка. T&M рассматривает проекты новых Правил торговли на бирже и контрактных спецификаций, а также правила NFA или их изменения, а также осуществляет контроль за обучением профессиональных брокеров.

T&M разрабатывает нормативные акты Комиссии, касающиеся контроля за биржами и NFA. Эти нормативные акты определяют требования для регистрации, раскрытия информации, значения и порядок расчета минимальных финансовых нормативов, классифицируют клиентов различных фондов, описывают стандарты надзора и внутреннего контроля, другие обязательные действия регулируемых субъектов. T&M также служит координатором для глобальных регулирующих действий Комиссии, разрабатывает правила и стандарты совершения международных транзакций.

Отделение надзора за исполнением законодательных актов (Division of Enforcement)

Отделение надзора исследует и выявляет нарушения Правил торговли на бирже и нормативных документов CFTC. Нарушения могут касаться как процесса заключения фьючерсных и опционных сделок, так и нарушений во внутренней деятельности субъекта рынка. Отделение имеет право, представляя Комиссию, выступать с исками в судах. Предполагаемые нарушения Правил торговли на бирже или нарушения других Федеральных законов, которые касаются торговли на бирже стандартными контрактами, могут быть также обжалованы в Министерство юстиции для дальнейшего судебного преследования. Кроме этого, Отделение также обращается за справочной информацией и технической помощью при расследовании конкретных ситуаций к американским юридическим фирмам, другим федеральным и органам государственной власти, и международным инстанциям.

Офис главного консультанта (OGC, Office of the General Counsel)

Офис Главного консультанта (OGC) выполняет иные юридические функции Комиссии. Аппарат OGC представляет Комиссию в апелляционных судах и некоторых делах, включая судопроизводство по делу о банкротстве, касающееся участников рынка. Как юрисконсульт, OGC делает обзор всех иных регулирующих, законодательных, и административных вопросов, представленных в Комиссию и консультирует ее по вопросам применения и интерпретации Правил торговли на бирже и других административных документов. OGC также помогает Комиссии в исполнении судебных функций.

Офис Директора — исполнителя (OED, Office of the Executive Director)

Офис Директора — исполнителя (OED) определяет и осуществляет административные функции агентства. Аппарат OED формирует бюджет агентства, контролирует распределение и использование ресурсов, способствует оптимизации управления и финансовой отчетности, разрабатывает и содержит автоматизированные информационные системы. Отдел Судебных разбирательств, который находится под административным контролем OED, обеспечивает недорогой и быстрый сервис для помощи Клиентам в составлении исков против физ. лиц или фирм, зарегистрированных в NFA. Этот отдел также рассматривает и решает дела о наложении взысканий, по случаям, подведомственным Комиссии.

 

Состав Комиссии по торговле товарными фьючерсами

В комиссию по торговле сырьевыми фьючерсами входит пять человек. Их назначает на пятилетний срок президент США по рекомендации и с одобрения палаты конгресса. Председателя Комиссии из назначенных пятерых членов также выбирает президент и одобряет cенат США. Одновременно не более трех членов Комиссии могут быть членами одной и той же политической партии.

 

Сфера влияния Комиссии по торговле товарными фьючерсами

Все фирмы и лица, занимающиеся фьючерсным бизнесом в США, должны быть зарегистрированы (лицензированы) в комиссии по торговле сырьевыми фьючерсами (CFTC является независимым регулятивный органом федерального правительства США) в качестве Фьючерсных Комиссионных Коммерсантов (FCM), Представляющих брокеров (IB), Консультантов по Торговым Операциям (СТА) или Ассоциированных Лиц (AP) и также должны состоять членами Национальной Фьючерсной Ассоциации (NFA является саморегулирующей организацией фьючерсной индустрии).

Торговый счет может быть открыт напрямую через FCM, через IB или CTA. Вне зависимости от Вашего выбора, Ваш счет и Ваши деньги будут вестись фирмой-FCM. Представляющие брокеры (IB) и Консультанты (CTA) не могут принимать и содержать финансовые средства клиентов, но предлагают различные брокерские и консультативные услугу.

FCM – это организация, которая подписывает с клиентами договоренности брокерского обслуживания и вводит от их ордера на рынок, через биржевых трейдеров или электронные трейдинговые системы. Фирма-FCM также несет ответственность за бэк-офисные операции – бухгалтерский учет, предусматриваемый в поддержании трейдинговых счетов каждого клиента. Фирмы-FCM обязаны содержать финансовые средства своих клиентов на сегрегированных (отдельных) счетах, раздельно от средств самой фирмы.

Правоприменительные полномочия CFTC сравнимы с возможностями других крупных регулятивных органов федерального правительства США и включают в себя полномочия требовать уголовного преследования Департаментом Юстиции США. Фьючерсные Комиссионные Коммерсанты (FCM) обязаны подчиняться не только нормативным требованиям CFTC и NFA, но и правилам бирж, членами которых они являются. Регулятивный персонал бирж, под наблюдением CFTC, ответствен за деловое поведение и финансовую надежность фирм-членов. Нарушения биржевых правил наказуемы штрафами, приостановлением или изъятием торговых привилегий и аннулированием биржевого членства.

Сколько бы ни собралось игроков на фьючерсном рынке, надуть цену спот они не в состоянии до тех пор, пока не предъявят дополнительный физический спрос на спот-рынке, смещающий баланс и спроса, и предложения. А как раз посредством появления дополнительного физического спроса игроков на накапливаемый продукт (как это происходит, например, в случае с жильем) прогнозная цена материализуется в фактическую. В случае же черного золота заметного роста коммерческих запасов (в танкерах, хранилищах) не наблюдается, а значит, продавцам на спотовом рынке нет дела до того, какие пари заключают между собой торговцы фьючерсными контрактами. Скорее происходит обратное влияние: потоковый рынок спроса и предложения корректирует прогнозы и фьючерсные цены.

 

Способы надзора Комиссии по торговле товарными фьючерсами

Для надзора за рынками комиссия по торговле сырьевыми фьючерсами (CFTC) использует несколько методов:

  • Отчеты трейдеров – сюда попадают, как отчеты СОТ (Commitments of traders Report) во множестве вариантов, так и другие отчёты;
  • Другая, не публикуемая, отчетность компаний;
  • Национальная фьючерсная ассоциация (National futures contract trust) – организация, созданная самими участниками рынков, которая содействует комитета по торговле сырьевыми фьючерсами регулировать финансовые рынки. Как правило, эта организация лишь выявляет нарушения и в случае чего то серьезного, передает имеющуюся информацию Комиссии.
  • Биржи США, на которых проводятся торги, активно сотрудничают с CFTC и организовывают проведение торгов согласно правилам. Исторически, биржа была самым первым регулятором рынков.

Комиссия по торговле товарно-сырьевыми фьючерсами не регулирует:

  • Фондовые биржи – их регулирует Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC);
  • Кредитные и страховые учреждения: выдачу займов и страховок, отношения между клиентом и компанией и т.д. В США эту сферу регулируют другие организации.

Сегодня главной задачей СFTC является обеспечение конкурентоспособности и эффективности фьючерсных рынков, ограждение участников рынка от мошенничества, манипуляций и злоупотреблений. Миссия регулятора заключается в правовой защите участников финансового рынка. В ведомство комиссии входит в том числе регулирование и надзор за деятельностью компаний, предлагающие услуги торговли производными финансовыми инструментами, базовым активом которых являются котировки валют, полученные в результате торгов межбанковского рынка FOREX. В частности, в рамках CFTC разработан набор стандартов, регулирующих деятельность розничных валютных дилеров. В первую очередь они касаются предупреждения о риске.

Согласно предупреждению о риске, клиент уведомляется в том, что операции с контрактами, деноминированными в иностранной валюте в результате использования кредитного рычага могут привести к потере средств, превышающих размер депозита. Клиент предупреждается о том, что торговля производится не на централизованном рынке. Также сообщается о том, что торговая платформа является лишь средством связи с дилером, не имеющим отношения к бирже или торговой системе.

Помимо этого CFTC устанавливает четкие финансовые требования к FOREX-компаниям. Одним из важнейших регулятивных стандартов является раздел «Trading and operational standards», следуя которому, FOREX-компания обязана вести подробный учет всех клиентских приказов, включая дату и время получения торгового распоряжения, цену исполнения, идентификационную информацию о клиенте, название торгового инструмента, типа ордера, объем транзакции, информацию о средствах на клиентском счете, размер затрат и комиссий, размер чистой прибыли/убытка по торговой позиции. Стандарты содержат ряд требований, ограничивающих возможность манипулирования условиями.

 

Отчеты трейдеров по открытым позициям в Комиссию по торговле товарными фьючерсами

На рынке существуют такие участники, действия которых столь критичны для рынка, что федеральный закон США требует от них еженедельной отчетности о проведенных сделках. Если они не отчитаются, то столкнутся с крупными штрафами или отправятся в тюрьму.

По закону трейдеры обязаны зарегистрироваться и отчитываться о своей деятельности, и, в соответствии с законом CFTC публикует отчеты, из которых можно узнать, что делают самые серьезные, самые информированные спекулянты рынка.

CFTC собирает информацию о контрактах, по которым отчитываются трейдеры каждой категории почти на 75 рынках и еженедельно публикует ее под названием «Отчет по сделкам трейдеров» (Commitments of Traders – COT) в Интернете на сайте www.cftc.gov. Таким образом, эта важная информация является публичной позволяет осуществлять долгосрочный анализ цен на биржевые товары.

Отчеты СОТ показывают структуру открытых позиций в каждый вторник по тем рынкам, на которых 20 или более трейдеров держат позиции, которые равны установленным комиссией уровням контрактной отчетности или превышают их. Публикуются еженедельные отчеты по пятницам в 15.30 по восточному времени.

Важно, что информация, получаемая от СОТ, никак не связана с ценой. Это объективное свидетельство действий, предпринимаемых самыми крупными и информированными участниками рынка.

Законы и правила, принятые Комиссией по торговле товарными фьючерсами

На сайте CFTC подробно рассказывается обо всех законах и правилах, принятых и применяемых Комиссией. Самые важные из них включают:

  • Закон о Товарном Обмене (commodity Exchange Act);
  • Закон о модернизации Товарных фьючерсных контрактов 2000 года (CFMA);
  • Правила Комиссии;
  • Регуляционные Нормы и Процедуры;
  • Закон по Борьбе с Отмыванием денег (The money Laundering Control Act).

Закон о товарном обмене (Commodity Exchange Act)

Закон о товарном обмене направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, торговли на бирже и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах; в законе предусматривалась возможность установления лимитов позиций по спекулятивным операциям и было зафиксировано требование регистрации для брокеров и фьючерсных торговцев.

Закон о модернизации товарных фьючерсов 2000 года (CFMA)

Закон модернизации товарного фьючерсного контракта был принят Конгрессом и утвержден президентом Биллом Клинтоном в декабре 2000. Это была попытка решить спор между Комиссией биржи ценных бумаг (SEC) и Товарными фьючерсными контрактами Торговая Комиссия (CFTC), который возник в начале 1980-ых. Тогда, конгресс принял законодательство, чтобы расширить объем того, что было определено как продукт. Это привело к некоторому наложению между регулирующим объемом SEC и CFTC.

Первоначально, сырье было обычно сельскохозяйственными продуктами и сырьем. Вещи как свиная грудинка, зерно, пшеница, и нефть — общее сырье. Рынки, развитые для этих продуктов, и стандартных договоров, были развиты, и затем куплены и проданы.

Закон по борьбе с отмыванием денег (The Money Laundering Control Act)

Правовую базу борьбы с легализацией преступных доходов в США составляют два уровня законодательных актов — федеральные акты и законы штатов. Закон США «О борьбе с отмыванием» денег (1986 г. с поправками 1992, 1994, 1995 и 1996 гг.) установил ряд других мер, необходимых для эффективной борьбы с легализацией преступных доходов. Закон криминализировал действия по «отмыванию» денег.

В соответствии с этим нормативным актом финансовая операция рассматривается как отмывание денег, если лицо знает, что средства, используемые в такой операции, приносят незаконные доходы, и если это лицо осуществляет эту финансовую деятельность или:

  • намеренно способствует такой незаконной деятельности;
  • знает, что финансовая операция осуществляется для сокрытия или утаивания подлинного характера, источника доходов, местонахождения, владения или распоряжения доходами;
  • знает, что проведение операции необходимо для уклонения от выполнения требований закона, касающихся представления отчета об операции.

Перевозка, перевод, отправление платежных документов считаются также «отмыванием» денег. В законе указывается на то, что перевозка является преступлением, если лицо перевозит незаконно кредитно-денежный документ из одного государства в другое или:

  • намеренно способствует такой незаконной деятельности;
  • знает, что такой документ обеспечивает получение незаконных доходов;
  • знает, что такая перевозка необходима для сокрытия или утаивания подлинного характера, местонахождения, источника доходов, владения или распоряжения ими;
  • знает, что перевозка осуществляется для уклонения от выполнения требований закона в части представления отчета об операции.

В соответствии с ним банки обязаны сообщать в правоохранительные органы обо всех подозрительных сделках на сумму свыше 5 тысяч долларов (а по операциям с ценными бумагами — более 3 тысяч долларов). В инструкции мин фина подробно описываются признаки «подозрительности» сделки и процедура действий банковского служащего в рассматриваемых случаях. Наказания за нарушения указанных правил — крупные штрафы, увольнение с работы либо, при умышленных действиях, привлечение к уголовной ответственности за соучастие в «отмывании» денег.

Наказания, вынесенные Комиссией по торговле товарными фьючерсами

Фьючерсные Комиссионные Коммерсанты (FCM), являющиеся членами биржи, обязаны подчиняться не только нормативным требованиям CFTC, но и правилам бирж, членами которых они являются. Регулятивный персонал бирж, под наблюдением CFTC, ответственен за этическое поведение и финансовую надежность фирм-членов и дополняет Федеральное регулирование их собственными правилами — определяющими непосредственный порядок торговли на бирже, порядок отдачи приказов и выдачи отчетов, порядок и размеры позиционных лимитов, определения ценовых лимитов, стандарты торговой практики и делового поведения.

Нарушения биржевых правил наказуемы штрафами, приостановлением или изъятием торговых привилегий и аннулированием биржевого членства.

Источник