Официальный сайт federalreserve.gov
Бюллетень «Fedspeak» на русском языке fedspeak.ru

Федеральная резервная система Соединенных штатов Америки США (ФРС, Федрезерв Соединенных штатов) (англ. Federal Reserve System) — это система коммерческих банков в США, выполняющая роль центробанка Соединенных Штатов Америки.

Федеральная резервная система (ФРС, Федеральный резерв) — специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединенных Штатов Америки. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике если не одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветви власти, то ФРС не получает финансирование от конгресса. В то же время ФРС подконтрольна конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.

Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.
 

Структура Федеральной резервной системы

Компания «Фед» находится во владении 12 частных банков-пайщиков, так называемых «федеральных» банков, головной банк — «Нью-Йоркский Федеральный резервный банк» (слово «федеральный» здесь и далее не означает государственный или относящийся к Федеральному правительству США).

Основные акционеры — потомки Ротшильдов. Основной источник дохода — ссудный процент на займы государству (основному заемщику). Займ оплачивается налогами на граждан США и налогами на граждан других государств (за счет долларизации и экспортирования инфляции). Баланс Фед — $2 трлн.

С момента создания Фед способствовала за счет непрекращающейся денежной эмиссии росту агрегата денежной массы и сопутствующему обесцениванию своих частных долговых обязательств, которые в быту обычно неточно называют «американскими долларами».
 

Совет управляющих Федеральной Резервной Системой

Совет управляющих состоит из семи членов (губернаторов), которые назначаются президентом США и утверждаются палатой конгресса на 14 лет без права назначения на второй срок (исключением является ситуация, когда губернатор заменил своего предшественника и не отбыл 14-ти летний срок, тогда он может быть вновь номинирован на эту должность). При этом в случае, если все губернаторы полностью отработали свой срок, президент США может номинировать лишь две новые кандидатуры (если президент переизбран, он может выбрать еще двух кандидатов в губернаторы). Это правило действует, чтобы исключить шанс того, что президент назначит в Совет управляющих исключительно своих сторонников, что позволит ему оказывать воздействие на ФРС. В этом совете должны быть в равной мере представлены как представители различных отраслей экономики (финансы, промышленность, сельское хозяйство и т.д.), так и представители различных регионов. Председатель совета с согласия палаты американского конгресса назначается президентом из членов совета сроком на 4 года.

С момента своего назначения на должность члены Совета управляющих ФРС обладают такой же свободой действий, как члены Верховного Суда США. После вступления в должность они не могут быть уволены по причине того, что их воззрения не совпадают с мнением иных губернаторов или чиновников. Это правило было введено, чтобы полностью обезопасить ФРС от внешнего влияния и исключить воздействие политических мотивов на решения губернаторов. Губернаторы работают в постоянном взаимодействии с Администрацией США. Они часто выступают с отчетами перед Конгрессом.
 

Федеральный комитет по открытому рынку

Между Советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.

ФРС имеет три инструмента для проведения монетарной политики. Это операции на открытом рынке, учетная ставка (discount rate) и размеры небходимых резервов для банков членов.

Два последних, как мы уже знаем, находится в компетенции Совета управляющих, а для использования первого и был создан FOMC.

Операции на открытом рынке сводятся в основном к покупке и продаже государственных ценных бумаг, и делается это именно на открытом рынке, то есть ФРС не имеет никаких приемуществ по сравнению с другими участниками рынка. FOMC дважды в год отчитывается перед комитетом по банкам конгресса. Члены Комитета проводят восемь встреч в год, на которых обсуждается финансово-экономическая ситуация в стране, определяются цели и основная стратегия монетарной политики, анализируется ситуация с ценовой стабильностью и экономическим ростом страны.

Текущий балансовый отчет ФРС: Статистический отчет ФРС, раздел H.4.1 (англ.)
 

Федеральные резервные банки в Федеральной Резервной Системе

На нижнем уровне организационной структуры ФРС находятся банки — держатели акций ФРС. В техническом смысле, каждый из 12-ти федеральных резервных банков является не государственной организаций, а корпорацией (эти банки находятся в крупных городах — Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Ричмонде, Атланте, Чикаго, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Канзас-Сити, Далласе и Сан-Франциско). Их акционерами являются обычные частные банки.

Функции резервных банков:

  • покупать и продавать гос. облигации на вторичном рынке (операции на открытом рынке);
  • выдавать займы банкам-членам;
  • клиринговое обслуживание банков;
  • сбор изношенных банкнот для уничтожения и выдача новых взамен;
  • обеспечивать банками-членами соблюдение требований о резервировании и других нормативных актов;
  • осуществлять мониторинг банковской и экономической деятельности в рамках соответствующего региона.

Акции ФРС, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд — 6 % годовых, не зависящий от профита ФРС.

Списки банков, входящих в состав ФРС, опубликованы на сайтах соответствующих региональных отделений.
 

ФРС Соединенных штатов Америки — парадоксальная структура

Несмотря на то, что она является государственной компанией, де-факто, ее собственниками являются частные лица.

ФРС состоит из трех частей:

  • центрального Совета управляющих, который находится в Вашингтоне,
  • 12-ти Федеральных Резервных банков, разбросанных по США,
  • комитета по Операциям на Открытом рынке.

Банки-члены в свою очередь делятся на 2 группы:

  • National banks — банки, которые получают чартер (документ на право ведения банковских операций) от федерального правительства. Эти банки по закону обязаны быть членами ФРС.
  • State-chartered banks — банки, которые получают чартер от властей штата. Эти банки могут быть членами ФРС, а могут и не быть. Для них членство в ФРС дело сугубо добровольное.

 

Консультативные советы ФРС

В составе ФРС 3 совета:

Customer Advisory Council ( Потребительский Консультативный совет ) — создан в 1976 году, консультирует Совет управляющих по вопросам защиты потребителей и по другим вопросам в области потребительских финансовых услуг. Члены комиссии назначаются Советом управляющих на три года. Собираются 3 раза в год.

Federal Advisory Council (Федеральный консультативный совет) — состоит из двенадцати представителей банковского сектора и консультирует Совет управляющих по всем вопросам, подпадающим под юрисдикцию Совета управляющих. Резервные банки выбирают по одному человеку сроком на год. Собираются 4 раза в год.

Thrift Institutions Advisory Council (Консультативный совет по Сберегательным учреждениям) — был создан в 1980 году чтобы обеспечить Совет управляющих информацией и мнениями об потребностях и проблемах сберегательных учреждений. Двенадцать членов являются представителями ссудо-сберегательных учреждений, сберегательных банков и кредитных союзов. Собираются 3 раза в год.
 

Кто на самом деле управляет Америкой? Вся правда о ФРС США

Есть ли у США центробанк? Да, это Федеральная резервная система США (ФРС), ведь она печатает деньги и устанавливает процентные ставки. Можно ли ФРС назвать центральным банком? Нет, ведь это частный институт, не подчиняющийся государству.

Многие американцы считают ФРС госучреждением, ответственным перед властями, а значит, перед народом. На самом деле, у ФРС сейчас больше власти, чем у любой из ветвей власти. И чем у кого-нибудь в США. ФРС не является госучреждением. Это центробанк в частной собственности. Он принадлежит 12 банкам, входящим в систему ФРС. Но долю банков мы не знаем: эта информация никогда не раскрывалась.

Руководство Системы в открытую заявляет о своей независимости. Официально 12 федеральным резервным банкам, учрежденным Конгрессом, но организованным как частные корпорации. Так, резервные банки выпускают акции. Однако последние значительно отличаются от настоящих акций на рынках акций. Резервные банки работают не ради профита. Кроме того, владение определенным количеством этих акций является обязательным условием участия в Системе. Акции не обязательно продавать или обменивать, они приносят стабильный доход – 6% годовых.

Некоторые вложения делают иностранные правительства. Так что можно сказать, что отчасти ФРС принадлежит другим государствам.

Чем больше денег появляется в США, тем больше их займ. Если правительству нужны средства, оно обращается к ФРС. Правительство дает ФРС трежерис, в ответ получает ноты Федрезерва США (то есть доллары). Обычно этот процесс является электронным.

Откуда ФРС берет денег?

Ниоткуда, она их просто печатает.

Получается, что американская валюта даже не является собственностью государства (ведь их выпускает частная корпорация). Сверх того, правительство позволяет ФРС создавать деньги из воздуха и затем их занимает.

Что дальше происходит с трежерис? Их продают. А проценты по этим облигациям ложатся на плечи рядовых американцев. В налоговом 2011 г. американцам пришлось заплатить за это $454 млрд. Это всего лишь проценты по долгу.

1 июня 1914 г. (через несколько месяцев после создания ФРС) госдолг США составлял $2,9 млрд. Сейчас он в 5 тыс. раз больше. И скандал с потолком этого показателя может вновь выйти на первые полосы газет, ведь, по прогнозам американского Минфина, до конца этого года Штаты вновь достигнут потолка.

ФРС обесценивает доллар

Предложение денег растет при неизменном производстве, стоимость одного доллара падает. Побочный эффект непрекращающейся денежной эмиссии – инфляция – также постепенно съедает экономику государства.

ФРС может спасти любую компанию любой ценой

Помощь банкам и автопроизводителям от Конгресса вызвала бурю недовольства среди американцев. Но не всем известно, что ФРС тоже помогал банкам, причем гораздо большими суммами.

ФРС одалживает денег в помощь

ФРС платит банкам, чтобы те не занимали деньги на рынке. Резервная система придумала несколько приемов, позволяющих ей защитить американские банки.

Секция 128 закона 2008 г. о чрезвычайной экономической стабилизации (более известного как план Полсона) позволяет ФРС платить проценты американским банкам за то, что они оставили на хранение в Системе часть «излишних резервов». Таким образом, финансовые организации могут заработать деньги, полностью оградив себя от рисков.

Другой уловкой стали операции керри трейд с госдолгом. ФРС одалживает банкам наличность под ничтожный процент, на которую те покупают у нее же трежерис. Чем выше доходность облигаций, тем больше доход банков. Опять же почти без рисков.

ФРС обеспечивает идеальные условия для создания финансовых пузырей

Если бы не политика ФРС в отношение процентных ставок, кризиса в недвижимого имущества, возможно, удалось бы избежать. Тогда ставки были на нуле, что делало займы сказочно выгодными в глазах населения. После кризиса эту ошибку осознали, об этом много говорили, а воз и ныне там: ключевая процентная ставка США находится на тех же уровнях, что и в 2008 г.

ФРС управляют банки с Уолл-стрит

Единственным постоянным представителем в Комитете по открытым рынкам является представитель от Нью-Йорка, в то время как остальных участников каждые 2-3 года ждет ротация.

Подоходный налог — задумка ФРС

Подоходный налог был введен сразу после создания ФРС. 3 февраля 1913 г. была принята 16 поправка к конституции, вводившая подоходный налог. В том же году был принят закон о Федрезерве США.

ФРС стал слишком всемогущим

Первая статья конституции США гласит: «конгресс правомочен чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы мер и весов». На деле эту функцию выполняет ФРС.

Федрезерв США – самый недемократический институт США. Его даже называют «четвертой ветвью власти». При этом ответственности перед населением у него значительно меньше. Американцы не выбирают руководство ФРС. Его назначает президент, однако он в этом смысле тоже не свободен: ему ведь понадобятся деньги на следующую предвыборную компанию, которую могут оплатить гиганты с Вал Стрит. Ведь президента выбирают каждые 4 года, а главу ФРС лишь раз в 14 лет.
 

Текущий балансовый отчет ФРС: Статистический отчет ФРС, раздел H.4.1 (англ.)

 

 
Источник