Никто не осмеливается обсуждать это открыто, опасаясь вызвать панику, но не всем хватит спасательных шлюпок.

Мы не испытываем недостатка в объяснениях по поводу причин недавнего резкого снижения фондового рынка США. Приведем несколько из многих заслуживающих доверия объяснений:

  • экономика достигла пиковых прибылей, поэтому в настоящее время не осталось каких-либо фундаментальных факторов, которые могли бы оказывать повышательное давление на рынки;
  • доходности облигаций сейчас достаточно высоки, чтобы ослабить энтузиазм по поводу рисковых активов, каковыми являются акции;
  • центральные банки, сокращающие свои балансы или завершающие свои программы количественного смягчения, уменьшили объем ликвидности в финансовой системе;
  • американские рынки догоняют фондовые индексы остального мира, которые ушли глубоко вниз;
  • рынки США переоценены практически по каждой метрике;
  • неопределенность в отношении среднесрочных выборов;
  • корпорациям пришлось ограничить темпы бай-бэков в преддверии сезона отчетности;
  • умные деньги продавали акции с начала этого года, и они наконец задавили глупые деньги, покупающие все просадки рынка;
  • низкая волатильность порождает высокую волатильность;
  • ключевые технические уровни были сломлены словно спички;
  • возрастающая вероятность того, что торговые войны действительно начнут влиять на корпоративные прибыли;
  • участники рынка заглянули в будущее и увидели более высокие ставки, и поэтому они решили сбросить акции сейчас, а не позже;
  • рынки дисконтируют приближающуюся рецессию;
  • сложная динамика валют/валютных резервов, главным образом задаваемая попытками Китая контролировать свою валюту для поддержания своего кредитного пузыря.

Фухх. Кажется, все.

Мое объяснение намного проще: статус-кво является хрупким, все хватаются за разрушающийся обрыв “процветания”, и мы все чувствуем, что текущее положение вещей неустойчиво. Безопасность, которую мы все считали само собой разумеющейся, осыпается как песок, когда система разрушается. Безопасность трудовой занятости — вы шутите, не так ли? Пенсионная безопасность — вы принимаете нас за болванов? Конечно, ваш банковский вклад гарантирован корпорацией по страхованию вкладов, но никто не гарантирует ваш доход, вашу покупательную способность или безопасность вашего благополучия.

Всем известно, что рынки столь же опасны, как и остальная часть статус-кво, и рациональный ответ заключается в том, чтобы ограничить свое позиционирование в риске, продав все акции при первых признаках того, что толпа начинает нервничать.

Мы все знаем, что в 2008 году глобальная экономика боротом зацепила айсберг, а те, кто смотрит глубже, игнорируя успокаивающий гул голосов разномастных аналитиков, знают, что корпус глобальной экономики был разрезан так же, как это случилось в свое время с “Титаником”. Центральные банки посредством печатания новой валюты и покупок облигаций и акций для поддержания рынков создали иллюзию того, что ущерб оказался ограниченным.

Но даже пассажиры, которые поверили в заверения властей, чувствуют, что с кораблем что-то не так. Носовая часть корабля медленно погружается в воду, двигатели работаю на полную мощность, вырабатывая энергию для насосов, откачивающих воду, пассажиры первого класса либо уже находятся в спасательных шлюпках, либо нервничая толпятся у шлюпбалок, а корабельные офицеры открыто нацеливают на людей пистолеты, чтобы не допустить панику.

Никто не осмеливается обсуждать это открыто, опасаясь вызвать панику, но не всем хватит спасательных шлюпок. Многие пассажиры окажутся в ледяной воде, когда великий мировой экономический корабль, наконец, пойдет ко дну, и тонко настроенные человеческие инстинкты предупреждают нас об опасности, которую несет толпа, пребывающая в беспокойной нервозности.

Эта теперешнее почти что паническое бегство вполне может успокоиться, а скептики могут быть наказаны монументальным ралли, которое вознесет рынки на новые максимумы просто для того, чтобы развеять любые сомнения, показав, что великий корабль утонуть не может. Скорее, вечеринка в первом классе только начинается, и несколько бутылок шампанского могут попасть на палубу 2-го класса или даже к немногим из кают 3-го класса.

Но, несмотря на все заверения и ралли, мы все чувствуем хрупкость и неустойчивость системы. Неудивительно, что первый намек на неприятности вызывает панику.

Автор: Чарльз Хью Смит

Источник